Страничка психолога


План работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год

Педагог-психолог в школе – это специалист с высшим педагогическим образованием в области психологии, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей,
который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.
Основная цель деятельности педагога-психолога  - это повышение эффективности деятельности  образовательного учреждения  посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Психолог в школе решает следующие задачи:
  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
К основным видам деятельности школьного психолога относятся:
  • психологическое просвещение - как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
  • психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог проводит постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;
  • психолого-педагогическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми приходят к психологу сами (или им рекомендуют прийти) учителя, учащиеся, родители;
  • психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;
  • психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;
  • работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности;
  • профориентация заключается в психологическом сопровождении  учащихся, так как готовность учащихся к профессиональному самоопределению происходит в ходе эмоционального, социального и психического становления личности в ходе всего обучения в школе;
  • методическая работа;
Принципы работы педагога-психолога:
  • Конфиденциальность
  • Безопасность
  • Добровольность
  • Уважительное отношение
  • Эмпатия
  • Безоценочность
  • Беспристрастность
Виды деятельности педагога-психолога в школе
1. Групповая и индивидуальная диагностика:
  • определение готовности к школе;
  • адаптация учащихся 1 и 5 классов;
  • диагностика межличностных отношений;
  • эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • познавательной сферы учащихся;
  • диагностика личностных особенностей ребенка (темперамент, самооценка, коммуникативные качества);
  • диагностика школьной мотивации и др.
2. Групповые/индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися, направленные на развитие познавательных способностей, эмоционального интеллекта, занятия с применением приемов арт-терапии с агрессивными, гипервозбудимыми, тревожными детьми.
3. Индивидуальные консультации учителей школы по психолого-педагогическим проблемам, по результатам диагностики. Индивидуальные беседы и встречи с родителями учащихся.
4. Организационно-методическая работа:
  • разработка и подготовка методик для диагностики учащихся;
  • разработка игровых практикумов и подбор игрового материала к ним;
  • подготовка новых коррекционно-развивающих программ для работы с учащимися;
  • разработка программы тренинга и др.
Основные запросы от участников образовательного процесса в психологу:
  • трудности в построении детско-родительских отношений;
  • детские страхи;
  • готовность к школе;
  • стеснительность, застенчивость;
  • дезадаптация;
  • трудности в построении отношений со сверстниками;
  • трудности в обучении (быстрая утомляемость, нежелание делать уроки и др.);
  • агрессивное поведение;
  • профориентация;
  • подготовка к ГИА;
  • безответная любовь;
  • потеря близких людей;
  • депрессия;
  • отношение к школе;
  • психологический климат в классе;
  • адаптация к школе и др.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу: 
1. Трудности в учёбе. 
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше. 
2. Взаимоотношения в классе. 
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощьюпсихолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях. 
3. Взаимоотношения с родителями. 
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути. 
Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу: Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие. 
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами. 

Психолог помогает психически здоровому человеку САМОМУ разобраться в своих проблемах и в дальнейшем самостоятельно их решать. Работает с личностью в ее естественном, свободном состоянии

Основные направления деятельности психологической службы
  • Психологическое просвещение
  • Психологическая профилактика  
  • Психологическая диагностика
  • Психологическая коррекция
  • Консультативная деятельность
Уважаемые родители!
Ежегодно, в первой половине октября, в нашей школе проходит социально-психологическое тестирование, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием Единой методики социально-психологического тестирования и Программного комплекса СПТ.
Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
Основными задачами социально-психологического тестирования являются:
  • своевременное выявление психологических «факторов риска» у обучающихся, с целью их последующей психологической коррекции;
  • организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ.
В качестве инструментария для проведения тестирования обучающихся используется Единая методика социально-психологического тестирования, разработанная в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/2020 учебного года использование ЕМ СПТ учебного года является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации

Контингент тестируемых:
- общеобразовательные организации – 7 - 11 классы.


Особенностью ЕМ СПТ является организация этого процесса c помощью Программного комплекса СПТ – автоматизированной системы дистанционного тестирования в режиме on-line.
Во время тестирования обязательны к исполнению следующие условия:
1. Документы (заполненные согласия) остаются на хранение в школе в течение 1 года (до следующего тестирования) в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.
2.  Составление поимённых списков подлежащих тестированию обучающихся по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий.
3. Присвоение каждому участнику тестирования индивидуального номера с помощью Программного комплекса СПТ, который будет использоваться при кодировании результатов тестирования.
(Диагностика проводиться в on-line режиме, конфиденциально, для входа в систему СПТ обучающемуся выдается индивидуальный одноразовый логин и пароль, по окончанию тестирования ни он, ни кто другой не сможет войти в систему используя его данные. Система блокирует вход и переводит на службу поддержки.)
4.  Обязательность присутствия членов комиссии при проведении тестирования в каждой аудитории.
5.  Право присутствия в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся при проведении тестирования.
6. Недопустимость свободного общения между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещения их по аудитории с целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения.
7. Ответственность за обеспечение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования, возложенную на председателя комиссии (психолога).
В министерство передаются обобщенные статистические сведения по школе, анализ так же проводится в on-line режиме системой СПТ.

Консультация психолога


Ученикам
Памятка для учеников - правильно выбираем профессию

Родителям
Памятка для родителей - как не допустить суицид у подростка
Памятка для родителей - подростковый возраст
Рекомендации родителям - «Что делать, если у ребенка заниженная самооценка?»
Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе
Рекомендации педагога-психолога для родителей. Развитие познавательной и эмоционально волевой сферы. 

Учителям
Памятка для учителя - как не допустить суицид у подростка
Рекомендации для учителей, готовящих детей к ГИА

Профилактика идеологии терроризма и экстремизма

Родителям

Основные признаки того, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии:

  • его манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная, либо жаргонная лексика;
  • резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
  • на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;
  • в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, могущие быть использованы как оружие;
  • проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;
  • повышенное увлечение вредными привычками;
  • резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
  • псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

  • Не осуждайте категорически увлечение подростка
  • Начните «контрпропаганду».
  • Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние,
  • Обратитесь за психологической поддержкой.
  • Разговаривайте с ребенком. Общайтесь с ним на разные темы.
  • Обеспечьте досуг ребенка.
  • Контролируйте информацию, которую получает ребенок.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка.
  • Уделяйте ребенку больше времени.

Сохраняйте контакт со своим ребёнком

  • Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное при этом делать акцент на мысли «Я – не просто родитель, я – твой друг».
  • Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен.
  • Говорите о перспективах в жизни и будущем.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство?
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.
  • Найдите баланс между свободой и не свободой ребенка.
  • Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов.
  • Позволяйте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета.
  • Содействуйте ребенку в решении разных вопросов.
  • Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком.
Рекомендации находящимся на самоизоляции
 
ИНФОРМАЦИЯ О СЛУЖБАХ И СПЕЦИАЛИСТАХ, СПОСОБНЫХ ОКАЗАТЬ СРОЧНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ:
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул.13-я линия, 23
Контактный телефон: 8 (863) 251-14-10
сайт: http://www.ocpprik.ru
e-mail: rostovgrant@yandex.ru


БАТАЙСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Контактный телефон: 8 (86354) 9-41-91, 8 (86354) 2-39-01
 https://www.instagram.com/centr_vybor/

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №1
Адрес: г.Батайск, ул.Рабочая, 114
Контактный телефон: 8 (86354) 6-65-97

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ №7"
Адрес: г.Батайск, ул.Рабочая, 87
Контактный телефон:
8 (86354) 4-53-72 - (приёмная) директор
Уполномоченный по правам ребенка МБОУ «Гимназия №7» Маслова Г.Ф. каб.47

8-800-2000-122 – Всероссийский детский телефон доверия
8-800-250-00-15 – Телефон единой  линии помощи «Дети онлайн»
8 (863) 237-48-48 – Молодежный телефон доверия, круглосуточно, Ростов-на-Дону
8 (863) 223-41-41, 8 (863) 267-93-04 – телефон доверия, круглосуточно, Ростов-на-Дону

Материалы для  оказания помощи детям, подросткам и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
«Слова тоже ранят» (макеты, интернет-баннеры, промо- и радиоролики, видеоролики) https://cloud.mail.ru/public/j3bY/jaCNssAMU

«Даже супергероям иногда нужна помощь»
Видеоролики (версии 20 секунд (ТВ-версия) и 30-секунд (вирусная версия)  https://cloud.mail.ru/public/6hXE/iBK6fRtDx
Даже супергероям иногда нужна помощь (плакаты)    
Бесплатный хостинг uCoz